Коммуникабельность

Кто не умеет говорить — карьеры не сделает.

 Наполеон

 https://blog-psy.ru/, психолог, бизнес-тренинг, консультация психолога, Северск, помощь психолога, детский психолог, советы психолога,

Словом можно увлечь на подвиг. Оно помогает избежать позора. Оно может уподобляться удару кнута. Доброе слово, обращенное к людям, облегчает душу. Вот почему высока его цена  и так велик интерес к нему.

Следует всегда помнить, что технология речи определяется многими переменными величинами. Порой весьма неожиданными для тех, кто не искушен в ней. Важным требованием, например, для овладения ею является умение слушать других. Да, да. Это — не оговорка. Как певец не может быть таковым, не зная нотной грамоты, так и оратор, не способный вслушиваться в речи других, не учитывающий ее плюсы и минусы, ограничен в своих возможностях эффективно распорядиться собственным словом.

https://blog-psy.ru/, психолог, бизнес-тренинг, консультация психолога, Северск, помощь психолога, детский психолог, советы психолога,

Тест «Умеете ли вы слушать?».

Ответы на предлагаемые 10 вопросов позволят оценить степень вашего умения слушать.

1.            Стараетесь ли вы срочно прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересуют?

2.            Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?

3.            Может ли неправильное высказывание собеседника вызвать у вас раздражение или грубость?

4.            Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми и незнакомыми людьми?      

5.            Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?

6.            Делаете ли вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем-то другом? 

7.            Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?

8.            Изменяете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9.            Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?

10.          Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

 

Оцените ваши ответы:

«почти всегда» — 2 балла;

«я большинстве случаев»-4 балла;

«иногда» — 6 баллов;

«редко», — 8 баллов;

«никогда» — 10 баллов.

Если вы набрали 55 баллов, то можно считать, что вы слушатель «среднего» уровня.

Если у вас 62 балла, то вы слушатель «выше среднего» уровня.

Если у вас больше баллов — то поздравьте себя, вы отлично умеете слушать людей.  

 

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%.

Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем.

 https://blog-psy.ru/, психолог, бизнес-тренинг, консультация психолога, Северск, помощь психолога, детский психолог, советы психолога,

Тест «Ваш стиль общения»

Выберите Ваш вариант ответа.

1)      Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта:

А) всегда

Б)  иногда

В) никогда

 

2) Как вы ведете себя в критической ситуации:

А) внутренне кипите

Б) сохраняете полное спокойствие

В) теряете самообладание

 

3)      Каким считают вас коллеги:

 А) самоуверенным и завистливым

Б) дружелюбным

В) спокойным и независимым

 

4)      Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность:

А) примите с некоторыми опасениями

Б) согласитесь без колебаний

В) откажитесь от неё ради собственного спокойствия

 

5)      Как вы поведете себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу:

А) выдадите ему «по первое число»

Б) заставите вернуть

В) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь

 

6)      Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась с работы позднее обычного:

А) что тебя так задержало

Б) где ты торчишь допоздна

В) я уже начал(а) волноваться

7) Как вы ведете себя за рулем автомобиля

А) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»

Б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало

В) помчитесь с такой скоростью, что никто не догонит вас

 

8) Каким вы считаете свои взгляды на жизнь

А) сбалансированным

Б) легкомысленным

В) крайне жесткими

 

9) Что вы предпринимаете, если дело не удается:

А) пытаетесь свалить вину на другого

Б) смиряетесь

В) становитесь впредь осторожнее

 

10) Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи:

А) пора бы уже молодежи запретить такие развлечения

Б) надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать

В) и чего мы с ней возимся

 

11) Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому:

А) и зачем я только я на это нервы тратил (тратила)

Б) видно, этот человек начальнику приятнее

В) может быть, мне это удастся в другой раз

 

12) Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм:

А) чувство страха

Б) скучаете

В) получаете искреннее удовольствие

 https://blog-psy.ru/, психолог, бизнес-тренинг, консультация психолога, Северск, помощь психолога, детский психолог, советы психолога,

13) Как вы будете себя вести, если вы опоздали на важное совещание из-за дорожной пробки:

А) будете нервничать во время заседания

Б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров

В) огорчитесь

 

14) Как вы относитесь к своим спортивным успехам:

А) обязательно стараетесь выиграть

Б) цените удовольствие почувствовать себя молодым

В) очень сердитесь, если проигрываете

 

15) Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане:

А) стерпите, избегая скандала

Б) вызовите администратора и сделаете ему замечание

В) отправитесь с жалобой к директору ресторана

 

16) Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе:

А) поговорите с учителем

Б) устроите скандал родителям обидчика

В) посоветуете ребенку дать сдачи

 

17) Какой вы человек?

А) средний

Б) самоуверенный

В) пробивной

 

18) Что вы скажите подчиненному, с которым столкнулись в дверях:

А) простите, это моя вина

Б) ничего, пустяки

В) а повнимательнее вы не можете быть?

 

19) Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи

А) когда же, наконец, будут приняты меры

Б) надо бы ввести более суровые наказания

В) нельзя же валить на молодежь, а воспитатели

 

20) Какое животное вам более симпатично:

А) тигр

Б) домашняя кошка

В) медведь

 

Обработка результатов:

Вариантыответов Количество баллов за ответы на вопросы
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3 1 3 1 2 1 1 1 1 2 3
Б 2 1 2 3 2 2 3 1 1 2 2 2 3 3 3 2 3 3 1 2
В 3 3 1 1 1 1 1 3 3 1 3 1 2 1 2 3 2 2 3 1

Результаты:

От 35 до 44 – вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех по жизни, поскольку у вас достаточно здравого честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 и более – Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бывает чрезмерно жестки по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой – либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно.  Можете преследовать критику «снизу».

34 и менее – вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике «снизу» относитесь терпимо, но побаиваетесь критике «сверху».

Практикум

Существует один способ написать слово и сотня способов его произнести.

С.Ребрик, бизнес-тренер

https://blog-psy.ru/, психолог, бизнес-тренинг, консультация психолога, Северск, помощь психолога, детский психолог, советы психолога,

1.            Прежде чем вступить в контакт, следует продемонстрировать готовность к общению. Его показатели — улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище несколько наклонено вперед.

2.            Выбирая ту или иную модель поведения, внимательно вглядитесь в собеседника; в его лицо, руки, движения. Что он из себя представляет? В каком состоянии находится? Что в нем преобладает рациональное или эмоциональное? Какой у наго жизненный опыт? Каковы его ценности? Каким образом он пришел к позиции, которую излагает? Желательно знать имя и отчество человека.

З. В начале беседы приоритетными должны быть интересы собеседника. Каждый из нас поглощен своими интересами и неохотно отвлекается на интересы других. Наиболее надежный способ привлечь к себе внимание человека – начать говорить с ним о том, что его волнует.

4. Вступая в разговор, не начинайте его с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Для «завязки» общения обсудите вопросы, мнения по которым совпадают.

 5. Очень важно вести разговор так, чтобы собеседнику не надо было говорить «нет». Если он это сказал, то его самолюбие заставит его оставаться последовательным до конца.

6. Всегда следует помнить, что недостатки у людей не искореняются выкорчевыванием. Их можно уменьшить, увеличивая достоинства. Старайтесь одобрить даже незначительные успехи. Это вызовет в людях желание добиться еще больших успехов. Ведите себя с человеком так, словно он обладает теми качествами, которые вы хотели бы у него видеть, ибо самое сильное стремление человека — оправдать свою хорошую репутацию.

7. Уважайте личное достоинство людей. Давайте в общении людям то, что вам хотелось бы получить от них: одобрение, признание, уважение.

8. Чтобы побудить человека что-либо сделать, нужно вызвать у него заинтересованность самому это сделать. Любой человек с желанием будет делать то, что вы от него хотите, если это приносит ему удовольствие.

Учитесь говорить о себе – Встаньте перед зеркалом. 3 минуты говорите о своих положительных качествах, улыбаясь.

С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.