Креативность

Только прирожденный художник способен трудиться так, чтобы им стать.

Герцогиня Диана (Мари де Босак)

Человек больше тяготеет к стандартному подходу в жизни, хочет, чтобы все было предсказуемо и безопасно, а значит и некреативно. Кpеативность — унивеpсальная хаpактеpистика всех самоактуализиpованных людей, способность подходить к любому процессу творчески.

Креативность

Творческие способности индивида, характеризуются готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.

 

Для формирования креативности необходимы следующие условия:


 

— отсутствие образца регламентированного поведения;

— наличие позитивного образца творческого поведения;

— создание условий для подражания творческому поведению;

— социальное подкрепление творческого поведения.


 

 

Первые тесты на креативность придумал Дж. Гилфорд. Он разработал все основные составляющие креативности, которые мне кажутся очень полезными, так что я вам сейчас расскажу, что это за составляющие такие. Вы можете попробовать соотнести каждую из этих составляющих с собой, со своими умениями и творческими навыками, чтобы понять, насколько вам присуща та или иная составляющая креативности.Креативность

1. Беглость мысли. Количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.
2. Гибкость мысли. Способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность. Способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.
4. Любознательность. Чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.
5. Способность к разработке гипотезы. Здесь вроде бы все понятно. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
6. Иррелевантность. То есть логическая независимость реакций от стимулов.

Креативные люди ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

Практикум. (Майкл Микалко. «Энциклопедия бизнес-идей. Тренинг креативности»).

Проведите инвентаризацию своих положительных качеств, успехов, заслуг. Запишите их. Постоянно пополняйте список и перечитывайте его. Это придаст Вам уверенности в собственных силах.

Тренируйте свой мозг! Заведите дневник идей. Установите план – записывать 2-3 идеи в день в течение недели относительно работы. Помните, что нельзя генерировать идеи по 24 часа в сутки. Мозг нуждается в отдыхе.

Стимулируйте появление новых идей чтением книг. Тщательно отбирайте книги для чтения, размышляйте во время чтения. Выбирайте те идеи, с которыми Вам хочется продолжить работу.

Как только Вы заметите скуку, отсутствие новых идей, отправляйтесь в гости, совершите шопинг, сходите на ярмарку. Смотрите по сторонам, ищите то, что привлечет Ваше внимание.

Креативность

Во время прогулок Вы получите много информации. Надо научиться организовывать ее по-новому. Можно воспользоваться методом «SCAMPER». Это список вопросов к полученной информации, проблеме. Заменить? Комбинировать? Адаптировать? Увеличить? Уменьшить? Какое другое применение можно предложить для использования продукта? Что можно изменить на противоположное? Эти вопросы учат направлять воображение на поиск новых идей и возможностей.

Чтобы научиться просчитывать в уме новые возможности, можно поработать с вопросом «Что, если бы…?» Составьте как можно больше сценариев. Среди них появится идея, которая заслуживает Вашего внимания.

Заслуживает внимания метод Леонардо да Винчи. Он похож на рисование симпатяг в Симороне. Напишите задачу, которую перед собой ставите. Упражняйтесь в рисовании бессознательно поочередно левой и правой рукой. Затем исследуйте свой рисунок: сначала в целом, потом по частям. Ищите символы, которые подскажут новые идеи. Если результат Вас не удовлетворяет, то возьмите новый лист и нарисуйте новый рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждой закорючки, каждой линии. Соедините слова, чтобы получилась фраза. Сравните результат с поставленной задачей.

Если Вы чувствуете, что идея созрела, то приступайте к ее осуществлению.

 

С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.