Скоро в школу или когда звенит школьный звонок blogpsy 10.03.2015 Все статьи, Детская психология, Секреты жизненности Скоро в школу или когда звенит школьный звонок За последние десятилетия система школьного образования существенно изменилась и продолжает меняться. Современная школа, как система, становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед школой. Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Очень сложно приходится всем участникам – родителям, детям, педагогам. Это и сложность программ, это и сборы в школу, это и ЕГЭ и т.д. Но рассмотрим рекомендации родителей, как говорится – « Предупрежден – значит вооружен». 6 – 7 лет. Рекомендации родителям первоклашек: Итак, Ваш ребенок пошел в первый класс. Для первоклассника это чувство радости и тревоги одновременно. Это период стресса, так как появляются многочисленные «можно», «нельзя», «надо». Все правила связаны с новым распорядком дня, с новым видом деятельности, и, безусловно, нужна адаптация. Для одних детей – это месяц, для других – больший период. Что происходит с ребенком Что делать родителям 1. повышенная тревожность 1. эмоциональная поддержка. Нельзя сравнивать с успехами других детей. Говорите ребенку, что любите его. Вы его поддерживаете и радуетесь, что он пошул в школу. Не показывайте озабоченность его успехам в школе. 2. не хотят делится впечатлениями о школе и одноклассниках. Проблемы с одноклассниками. 2. Поддерживайте ребенка. Проявляйте интерес к его друзьям. Приглашайте друзей ребенка в гости. Поддерживайте дружбу детей – не обрекайте на одиночество. 3. выполнение требований приводят к капризам 3. убеждайте ребенка в важности учебы. Делитесь своим опытом. Поощряйте его. Обращайте внимание на успехи и не успехи – Мне нравится как ты нарисовал этот рисунок. Ничего страшного, мы попробуем вместе исправитьь твои ошибки и т.д. 4. может наблюдаться нарушение сна Приучайте к режиму дня играючи. Своим примером покажите и поддержите его в этом. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталось. Это может быть объективными показателями утомления. 5. проблемы в учебе – непонимание программы, нарушение письма, плохо запоминают школьную программу и пр. 1. Чаще разговаривайте с ребенком. Доверие. Поддержка. Найдите то, что лучше всего получается у ребенка и помните – направленность интересов у ребенка может быть разной – физик или лирик? Общие рекомендации: 1. Пусть у Вашего ребенка будет хорошее настроение 2. Будите ребенка с улыбкой. Не подгоняйте его. 3. Не торопите его, он еще учится «дружить» со временем. Рассчитывайте время ребенка – на сборы, завтрак и поход до школы. 4. После школы не мучайте вопросами, если ребенок сам не жаждет поделиться, спокойно встретьте его. Это поможет ребенку принимать школу как обычное дело, а не как способ манипулирования родителями. (Вы меня гулять не пускаете, а я завтра в школу не пойду…) 5. Если ребенок огорчен, дайте время успокоится и выслушайте его. 6. Обязательно позволяйте ребёнку погулять после школы 2-3 часа, кроме того продумайте и время выполнения домашнего задания с переменками. 7. Необходимо выбрать единую тактику воспитания всех взрослых в семье. 8. Ласкайте своего ребенка. Он только учится становится «взрослым». Поддержите его в этом. Родителям детей 4 – 6 класс. После отдыха и каникул, детям очень сложно усаживаться за школьную парту. Также нужна адаптация ребенка. Отсюда и новые проблемы Проблемы детей Что делать родителям 1. Невозможность сконцентрироваться, невнимательность 1. Необходимо рассмотреть с ребенком новое расписание. Возможно переговорить с ребенком, это повысит его самостоятельность и ответственность. 2. нежелание менять привычный график отдыха – кино, прогулки на свежем воздухе и пр. 2. не ругайтесь, но поговорите с ребенком. Помогите ему собираться в школу. Создайте дома доброжелательную атмосферу. По истечении 2 – 3 недель запишите ребенка в секцию или студию. Сохраняйте прогулки у ребенка. 3. Озлобление – из-за встречи с нежелательным педагогом или одноклассниками Сохраняйте ласку и поддержку для ребенка. Не говорите об учителе плохо. Не критикуйте его одноклассников. Поласкайте своего ребенка и посидите с ним вечером и переговорите о школе. 4. Нежелание учить уроки Помогите ребенку. Вместе почитайте, проверьте домашнее задание. Для родителей 6 – 9 класс Здесь можно говорить о личности подростка. Они имеют ряд особенностей – строят свои отношения, ищут смысл жизни и предназначение, интерес к половому созреванию, ищут свой стиль. Повышенная конфликтность. И, естественно, есть ряд проблем и со школой – прогулы, конфликты, раздражительность, снижение успеваемости, экзамены, профориентация и пр. Что делать родителям: 1. Необходимо простроить доверительные отношения с ребенком. 2. Хвалите исполнителя, а критикуйте – исполнение. 3. Всегда оценивайте своего ребенка положительно. 4. Верьте в ребенка и его принимайте его выбор. 5. Эмоционально поддержите ребенка. Конечно, все рекомендации представлены в общем виде, и каждый ребенок индивидуален, каждая семья особенна. Основное и единственное правило для родителей детей всех возрастов: ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА! ТЕРПЕНИЯ ВАМ И УСПЕХОВ! С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.